Гарант Сервис

Независимая экспертиза и оценка транспортных средств

Независимая экспертиза после ДТП
Оценка стоимости ремонта после ДТП
Оценка автомобиля для нотариуса
Независимая техническая экспертиза транспортных средств
Судебная автотехническая экспертиза
Оценка стоимости автомобиля для суда
Независимая автоэкспертиза и оценка автомобиля
Оценка стоимости транспорта для организаций

Независимая экспертиза после ДТП

Справочники РСА


 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Справочники РСА  были впервые утверждены Президиумом Российского Союза Аавтостраховщиков 16 октября 2014 года.

   С 1 декабря 2014 года справочники РСА стали обязательны к применению экспертами-техниками при расчете  ущерба по ОСАГО.

   Обязательность применения экспертами-техниками справочников РСА при расчете стоимости восстановительного ремонта обусловлена положениями п. 3.6.5., п. 3.7.1., п. 3.8.1. Единой методики, которая является нормативно-правовым актом и в свою очередь обязательна к применению экспертами-техниками в рамках ОСАГО в соответствии со статьей 12.1. Закона об ОСАГО.

   Ранее, до 17 октября 2014 года, при расчете стоимости восстановительного ремонта транспортных средств поврежденных вследствие ДТП в рамках ОСАГО,  специалисты в области экспертизы (оценки) могли использовать различные имеющиеся в их распоряжении методики по своему усмотрению. При этом результаты оценки стоимости причиненного ущерба, выполненные разными специалистами, отличались между собой весьма существенно, а соответственно возникали многочисленные споры между потерпевшими в ДТП и страховыми компаниями, которые в основной массе приходилось решать в судебном порядке. Суды были перегружены делами по страховым выплатам, судебные дела рассматривались, как правило, долго и практически всега решались в пользу потерпевших в ДТП.

   Такая практика изрядно поднадоела страховщикам, и они решили взять инициативу в свои руки. Ранее регулятором в вопросах ОСАГО выступало Правительство РФ. Все документы, регулирующие деятельность страховщиков в области ОСАГО (Закон об ОСАГО, Правила ОСАГО и т.д.), утверждались Председателем Правительства РФ.

   В настоящее время регулятором в вопросах ОСАГО выступает Центральный Банк РФ. С передачей полномочий регулятора в вопросах ОСАГО ЦБ РФ Законопроектом № 191229-6 от 04.07.2014г. были внесены изменения в Федеральный закон об ОСАГО, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 года. В свою очередь на основании положений измененного Закона об ОСАГО Центральным Банком РФ были выпущены и утверждены:

 - Положение о Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-  Положение о Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

   Посыл страховщиков, на который купился Центробанк, понятен. По утверждению представителей РСА (читай - страховщиков) с введением ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ, наконец-то появится и единый подход к оценке стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, что в свою очередь позволит снизить количество судебных споров между потерпевшими в ДТП в рамках ОСАГО и страховщиками.

   Исходя из положения Единой методики, можно достоверно утверждать - положения  Единой методики разрабатывались представителями страховщиков и в их интересах. Об этом можно почитать здесь http://www.appraiser.ru/default.aspx?SectionId=32&g=posts&m=164470, в разделе Дискуссии ЭСМИ "Appraiser.RU. Вестник оценщика" » ОЦЕНКА » Оценка транспортных средств » ОСАГО ОГОГО: новые перлы, где господин Дорофеев Сергей Анатольевич, являющийся представителем ПАО «Росгосстрах», а так же являющийся председателем комитета РСА по независимой технической экспертизе, рассуждает о своих заслугах в разработке Единой методики.

   Как итог. В утвержденной Председателем Центрального банка РФ Единой методике имеется глава 7, которая определяет порядок формирования и утверждения Справочников средней стоимости. В соответствии с п. 7.4. данной главы, Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и норма-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, то есть РСА, которое является представителем страховых компаний, проще говоря, заинтересованным лицом.

   Если кто-то сомневается в том, что РСА является заинтересованным лицом, то почитайте п. 2.1. Устава РСА «Целью Союза является … предоставление и защита интересов страховщиков, связанных с осуществлением обязательного страхования, ...». Весь Устав РСА можно посмотреть здесь http://www.autoins.ru/ru/about_rsa/charter/.

   Актуализация Справочников РСА проводится не реже 1-го раза в 2-а квартала, то есть раз в полгода. Справочники РСА утверждаются Президиумом РСА, в который входят 23 члена, при этом 18 их них являются представителями страховых компаний. Не верите, смотрите здесь http://www.autoins.ru/ru/about_rsa/structure/presidium/.

Как бороться с занижением выплаты стоимости ремонта в отношении поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО?

1. Закон обязывает владельца предоставить поврежденное транспортное средство для осмотра страховщику – глава 1, статья 12, пункт 10 Закона об ОСАГО.

   При этом Закон не запрещает одновременного проведения независимой технической экспертизы организацией или специалистом, которому вы доверяете.

   Пригласите на осмотр, проводимый страховщиком, независимого эксперта. Если это не удобно, какой либо из сторон, то до, либо после осмотра страховщика предоставьте транспортное средство для осмотра специалисту, которому вы доверяете. Пусть независимый эксперт сделает фотофиксацию повреждений вашего транспортного средства, оплатите его работу в разумном размере и пусть хранит данные о вашем автомобиле.

   Более того. При наличии возможных скрытых повреждений, независимый эксперт подскажет, как правильно организовать проведение дополнительного осмотра транспортного средства, а соответственно зафиксировать все повреждения, причиненные вашему транспортному средству вследствие ДТП. Произведенная вами оплата независимому эксперту в последующем будет зачтена в стоимость услуг по проведению независимой технической экспертизы.

2. Выплата ущерба причиненного вашему транспортному средству вследствие ДТП в рамках ОСАГО будет произведена в соответствии с расчетом эксперта от страховой компании. Если вас устраивает выплата страховой компании – вам повезло.

   Если же вас сумма выплаты по страховому случаю вас не устраивает, необходимо обратиться к страховщику с досудебной обоснованной претензией. То есть к претензии необходимо приложить документы, обосновывающие ваши требования.

   Таким документом, как правило, может быть только экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, либо экспертом-техником. При этом экспертное заключение обязательно должно быть подписано специалистом, имеющим соответствующее образование и включенным в реестр экспертов-техников, который ведется Министерством Юстиции РФ. Данные об экспертах-техниках, включенных в государственный реестр можно посмотреть здесь, на сайте Министерства Юстиции Российской Федерации http://minjust.ru/ru/node/105988.

3. Досудебная претензия с приложенными к ней документами, обосновывающими требование потерпевшего, должны быть рассмотрены страховщиков в течение 5 календарных дней, за исключение нерабочих праздничных дней, со дня поступления.

   То есть - составляете претензию в 2-х экземплярах, при этом прилагаете экспертное заключение независимого эксперта, которое обосновываете ваше требование. Один экземпляр претензии с заверенной копией экспертного заключения передаете (направляете) страховщику, второй экземпляр претензии, с отметкой о приёме таковой, оставляете себе. Ждете 5 календарных дней – либо получаете устраивающую вас доплату, либо имеете полное право обратиться в суд.

   Без наличия досудебной претензии, оформленной в установленном порядке надлежащим образом, суд не примет исковое заявление к рассмотрению.

На что обратить внимание в экспертном заключении, выполненном экспертной организацией, либо  экспертом-техником по вашему заказу.

1. В Акте осмотра, являющимся неотъемлемой частью экспертного заключения, должны быть указаны все повреждения причиненные вашему транспортному средству.

2. В Акте обязательно должен быть вывод об установлении причинно-следственной связи ДТП с выявленными повреждениями.

3. Акт осмотра должен быть подписан экспертом-техником и всеми заинтересованными лицами, присутствующими на осмотре. В случае отказа от подписи какой-либо из сторон, в акте делается соответствующая запись.

4. Экспертное заключение должно отвечать (хотя это нигде не прописано относительно экспертного заключения)  требованиям федеральных стандартов оценки, таких как: принцип проверяемости, принцип достоверности, принцип однозначности.

   То есть. Все, что зафиксировано в акте осмотра транспортного средства, должно быть зафиксировано и на фотографиях в фототаблице, прикладываемой к экспертному заключению и являющейся его неотъемлемой частью, наряду с актом осмотра.

5. Единая методика обязывает эксперта-техника использовать данные справочников  РСА средней стоимости запасных частей, материалов и норма-часа работ. Если данные справочников не соответствуют фактическому состоянию рынка на дату ДТП, необходимо обосновать применение стоимостей определенных экспертом методом статистического наблюдения. При этом обоснование необходимо подкрепить скриншотами источников информации, соблюдением принципов выборки, заложенных в Единой методике. Так, например:

  • абзац 8 п. 7.2.1. "Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения";
  • абзац 1 п. 7.2.1. "Сбор исходной информации по ценам на запасные части проводится по публично доступным источникам";
  • абзац 2 п. 7.2.1. "Приоритет отдается цене со сроком поставки максимально близким к 14   календарным дням";
  • абзац 3 п. 7.2.1. "При наличии возможности выбора цен "оригинальной" детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена”;
  • абзац 8 п. 7.2.1. "Для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы   цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена - средняя", "выбранная средняя цена   включается в качестве средней стоимости".

   Да, действительно трудно в настоящее время убедить суды в несоответствии данных Справочников РСА фактическому состоянию рынка. Трудно убедить суды в том, что Единая методика и Справочник РСА это не одно и тоже. Но это возможно. Для этого необходимо, чтобы предоставленное вами в суд экспертное заключение было составлено грамотно, отвечало принципам проверяемости, достоверности, однозначности.

   Помните. Суд дело состязательное, каждая из сторон судебного процесса, самостоятельно доказывает то, на что ссылается.

   Слабой стороной Справочников РСА является не соответствие положениям Единой методики – сбор исходной информации проводится по публично доступным источникам п. 7.2.1. ЕМ.

   Более того. Из опыта использования ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ можем достоверно утверждать – при правильно организованной независимой технической экспертизе транспортного средства вопрос страховой выплаты, достаточной для приведения транспортного средства в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, можно решить в досудебном порядке.

[Следующая статья][Назад] [Предыдущая статья]

Карта сайта